7567de         Об этом вопросе задумываются многие. Честно признаюсь, что об этом думал и я, когда покупал свой первый зеркальный полупрофессиональный фотоаппарат Canon-40D в 2008 году… а что?  Совмещу приятное занятие (люблю фотографировать) с полезным — поснимаю бесплатно пару свадеб друзей в качестве дополнительного фотографа для создания портфолио и — вперед… На деле оказалось же все не так сказочно и не так просто… :). Я не буду писать, что работать фотографом это очень тяжело, что в реальном итоге фотографы получают не больше средней заработной платы. Но из своего вывода могу сказать — что выбрал этот путь, т.к. люблю заниматься фотосъемкой, а не из-за «огромных» денег. Давайте все-таки на реальных примерах разберемся, из чего складывается стоимость фотографа.

  1. Непосредственно физический труд фотографа.

       В среднем профессиональный фотограф снимает в год около 30 свадеб (это среднее значение я взял исходя из своего опыта и опыта своих коллег). Большая часть этого количества приходится на период весна-лето. Почему так мало, спросите вы? Ну, во-первых, роль играет большая конкуренция, а во-вторых, в работу фотографа входит не только «отснять ваше торжественное событие», но и многонедельная постобработка полученного материала, т.к. профессиональный фотограф снимает в так называемый RAW-формат («сырой файл»), при котором каждый снимок необходимо открыть в растровом редакторе и поработать над каждым кадром. Если у фотографа есть собственный профессиональный ретушер, то естественно не менее 50% заработка он отдает ему, а на деле даже больше, т.к. многодневная работа ретушера несоразмерна с несколькими часами фотосъемки. Подробнее о RAW формате в этой статье. Остальное время, как говорится, не сезон. Поэтому в это период в соцсетях вы видите активную рекламу недолгих студийных съемок, корпоративов, и других коротких событий.

  1. Техника фотографа, ее амортизация, уменьшение рисков.

    Ни для кого не секрет, что профессиональное фотооборудование стоит дорого. Например, фотоаппарат делится на 2 основные части — сам фотоаппарат (в среде фотографов называемый «тушка») и непосредственно объектив. На первых местах стоят такие японские бренды как Canon и Nikon, мы отдали предпочтение первому, если интересно почему — можете перечитать кучу форумов, но ответа на этот вопрос все равно не найдете, т.к его просто нет. Так называемая «тушка» стоит около 3 000 USD, а их у профессионального фотографа должно быть две… Почему? А на всякий случай… Техника есть техника, а зеркальный фотоаппарат, это электроника + не менее основная часть — механика (механический затвор, который кстати, подлежит замене каждые 100  тыс. снимков). Представьте себе ситуацию, когда все то, к чему вы готовились очень долгое время и хотели запечатлеть на многие годы в своей памяти (и не только своей, но и детей, внуков, правнуков и т.д.) посредством фотоснимков вдруг портится из-за поломки какого-то фотоаппарата. Раньше с этим было еще сложнее — может быть вы слышали от своих родственников или родителей, что у них нет свадебных фотографий — из-за того, что фотограф засветил пленку. Но, честно признаться, даже сейчас риск не получить фотоснимки, хоть и очень малый, но есть. Фотоаппарат записывает информацию на карту памяти. Я использую карты памяти самых известных брендов, но и в моей практике был случай выхода ее из строя. В 50% случаев снимки с неисправной карты памяти можно достать, путем выпайки микросхем, считывания наборов логических «0» и «1» и дальнейшим объединением их алгоритмом работы микроконтроллера (это в случае выхода из строя самого контроллера, а вот если что-то случится хотя бы с одной микросхемой памяти — ни один снимок вернуть не удастся (т.к. часть данных об одном снимке контроллер пишет последовательно в каждую микросхему). Да, большинство известных брендов дают пожизненную гарантию на карты памяти, но это означает лишь то, что неисправную карту вам заменят на новую. Я думаю вы понимаете, что тут тоже есть риск хищение самой карты или техники в целом, пусть даже по вине третьих лиц. Некоторые фотоагентства предлагают фотосъемку одновременно несколькими фотографами в две, а то и в три фотокамеры, хотя тут больше мотивируется тем, что вы получите больше фотографий, да еще и с разных ракурсов, сведя выше перечисленные риски практически к нулю. Но за такую фотосъемку приготовьте сумму как минимум вдвое/трое большую (кстати, мы тоже предлагаем фотосъемку с фотографом и ассистентом, обращайтесь, если интересно). И что я все о рисках? Они очень минимальны, но тем не менее о них мы не забываем и на ответственные события стараемся подстраховать себя дополнительной зеркалкой.    Что касаемо объективов — их должно быть как минимум 3: широкоугольный, зум с хорошим разбросом фокусных расстояний и фикс для портретов. Стоимость каждого объектива приравнивается к стоимости «тушки», какие-то подешевле, какие-то подороже.

    К серьезным тратам также относятся вспышки, их в арсенале должно быть как минимум 2, их расходники — это дорогие лампы, а так же аккумуляторы.

  Не стоит забывать о таких мелочах, как бленды для объективов, пульты, штатив, студийные вспышки, средства для ухода за техникой и др, а также повышение квалификации фотографа с помощью разнообразных курсов и мастер-классов.

  1. Средства для обработки снимков.

    Для качественной обработки фотографий мы используем мощный компьютер (который тоже подвергается амортизации, а, соответственно, и новым вложениям) и недешевое лицензионное программное обеспечение- Adobe Photoshop и Adobe Lightroom.

     Так что, не стоит думать, что фотографы зарабатывают легкие деньги. Задумайтесь, сейчас конкуренция очень велика, и, если бы можно было снимать дешево, без потери качества и профессионализма, то было бы уже куча предложений.

      Спасибо за внимание.